Как научить ребенка отличать плохие поступки и поведение от хороших

Как научить детей отличать плохое от хорошего? Такая проблема во все времена интересовала родителей. Разделение этих понятий не произойдет автоматически: разницу между ними придется доходчиво объяснить. В сложном процессе воспитания молодым мамам и папам помогает не только опыт их родителей и советы психологов. Не остаются без внимания примеры из жизни, поучительные сказки, добрые повести, фильмы. С чего же следует начать?

Как научить детей отличать хорошие поступки от плохих

В раннем возрасте дети не ощущают разницы между хорошим и плохим, своим и чужим. Являясь центром собственной маленькой вселенной, им тяжело очертить границы дозволенного и недозволенного до тех пор, пока старшие им не объяснят, что отбирать игрушки — это плохо, равно как бить лопаткой того, кто не нравится, или же шуметь в помещении, где должно быть тихо. В таких ситуациях психологи рассказывают, как правильно объяснить ребенку, что можно и что — нельзя.

См. также: Список, что нужно ребенку в первый класс

Врачи подчеркивают важность формирования у детей понимания различия между хорошими и плохими поступками с раннего возраста. Они рекомендуют родителям активно участвовать в этом процессе, используя простые примеры из повседневной жизни. Обсуждение ситуаций, когда кто-то поступает неправильно, помогает детям осознать последствия таких действий. Важно также хвалить ребенка за добрые поступки, что способствует укреплению положительного поведения. Врачи советуют использовать игры и ролевые ситуации, чтобы дети могли на практике увидеть разницу между правильным и неправильным. Эмоциональная поддержка и открытое общение с ребенком создают атмосферу доверия, что способствует лучшему усвоению моральных норм.

✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅

Ребенок учится тому, что видит у себя в семье

Хорошие и плохие качества зарождаются у ребенка с самого раннего возраста, поскольку основы воспитания закладываются в семье. Маленький человечек невольно копирует поведение окружающих: старательно изображает, как папа хмурит брови, когда чем-то недоволен, пытается позировать как мама, повторяет любимые словечки старшего брата слова или сестры. Многие поступки членов семьи ложатся в основу поведения малыша. Благодаря доброжелательному отношению друг к другу ему проще сориентироваться в ситуациях «что такое хорошо и что такое плохо».

Поэтому не стоит ругать маленького человечка за плохое поведение. Можно лишь подчеркнуть, что его поступок огорчает близких, что сам малыш очень хороший, а то, что он оступился — не беда, и все еще можно исправить. Также не вариант кричать и наказывать за шалости, ведь злость провоцирует такую же ответную реакцию. Ссора не поможет погасить конфликт и наладить отношения, а без доверия ребенок и вовсе не поймет, что совершил плохой поступок. А вот «хорошие дела» следует подкрепить одобрением: похвалить за правильное действие, рассказать членам семьи, какой он молодец.

См. также: Автоматизация звука Р для взрослых и детей

Объяснения на примере поступков героев кино, мультфильмов, книг

Книжки, кино и мультики — это не только средства развлечения, источники информации и познания мира: они ненавязчиво учат и воспитывают. Достаточно вспомнить: «Цветик-семицветик», «Дудочку и кувшинчик», «Мы делили апельсин», «Просто так» или бессмертные экранизации Роу… Вымышленные персонажи поступают как обычные люди: радуются, подличают, раскаиваются. И неудивительно: необыкновенные приключения сказочных героев и волшебный антураж без излишнего назидания доносит до малыша то самое «хорошо» и «плохо», с чем придется столкнуться во взрослой жизни.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как помочь ребенку понять разницу между хорошими и плохими поступками. Важно начинать с простых примеров из повседневной жизни. Обсуждение ситуаций, когда кто-то проявляет доброту или, наоборот, причиняет боль, помогает детям осознать последствия своих действий. Использование сказок и историй, где герои сталкиваются с моральными выборами, также может быть полезным. Кроме того, важно создать атмосферу доверия, чтобы ребенок мог делиться своими переживаниями и сомнениями. Регулярные беседы о чувствах и эмоциях, а также поощрение эмпатии, помогут развить у ребенка понимание того, что его действия могут влиять на других.

Уроки хорошего поведения | Уроки тетушки Совы | Сборник 1 | Развивающий мультфильм для детейУроки хорошего поведения | Уроки тетушки Совы | Сборник 1 | Развивающий мультфильм для детей

Применение на практике — как объяснить ребенку, что такое «нельзя» и «плохо»

Очень часто психологи выслушивают жалобы от родителей, что их ребенок не понимает слово «нельзя», из-за этого случаются ссоры в семье. Избежать недоразумений помогут следующие нехитрые правила.

Ограничений не должно быть много

Чересчур строгое воспитание и бесконечные запреты напоминают скорее дрессировку, нежели воспитательный процесс. Такой метод приводит лишь к тому, что малыш беспрекословно подчиняется слову «нельзя» в присутствии родителей. Но когда взрослых рядом нет, запреты игнорируются. Нужно постараться объяснить свои требования любимому чаду: дети должны понимать, почему и для чего это нужно. Основные же запреты должны касаться только тех реалий и действий, которые могут причинить моральный и физический вред малышу.

Только обоснованные «нельзя»

То или иное ограничение, которое вводится для ребенка, должно быть обосновано. Например, нельзя шуметь в комнате, потому что папа спит, ему рано вставать… Обоснование должно быть вескими и убедительным, но главное, чтобы взрослый, проговаривая, тоже чувствовал его значимость. В качестве альтернативы можно предложить веселые раскраски, лепку из пластилина, домик из кубиков и совместно поучаствовать в таком творчестве. С малышом можно и нужно договариваться.

Согласованность между родителями

Не секрет, что успех воспитательного процесса во многом зависит зависит от того, насколько согласованно и дружно ведут себя мама и папа. Если один из родителей что-то запрещает, а другой потихоньку разрешает, ничем хорошим такая тактика не закончится. Ограничение должно исходить от всех членов семьи, в которой живет ребенок, и «нельзя» должно быть единым.

Важно! Запрет не должен зависеть от настроения папы или мамы. «Нельзя» — означает «нельзя» в любой ситуации.

Системный подход

Слово «нельзя» вовсе не является волшебным. Оно не сделает ребенка послушным и покладистым в один момент. От родителей потребуется много любви, терпения и настойчивости, чтобы научить дитя «слушаться понимая». Например, если малыш начинает активно стучать кулачками по рабочей клавиатуре, следует строго сказать «нельзя», выразительно нахмурив брови, и пояснить: «Это не игрушка». Каждый раз терпеливо повторяя и унося ребенка подальше от компьютера, родители заметят, что спустя время малыш начнет вопросительно оглядываться: «Все еще нельзя или уже можно?». Остается лишь подтвердить свою позицию. Кстати, такое системное правило действует для большинства ситуаций.

Немного гибкости не помешает

Иногда родители в стремлении ограничить в чем-то маленького человечка легонько хлопают его по рукам, когда он подходит к запретной «вещи». Это не больно, но крайне обидно для ребенка, и он начинает плакать. Лучше просто поговорить с малышом: добрая дружеская беседа с ребенком о хорошем и плохом поведении непременно даст свои плоды: и он обязательно все поймет.

Важно! Ребенок — это маленькая «вселенная». Если с раннего возраста он чувствует, что папа и мама его уважают, считаются с его вкусами, он вырастает самодостаточным и гармоничным, с уважением относится к окружающим, осознает себя как цельную личность.

Запреты для малыша: важность интонации

Чтобы эффект взаимопонимания между ребенком и родителями был максимальный, слово «нельзя» надо объяснять терпеливо и спокойным голосом. И даже если малыш ослушался, несмотря на ранее обозначенный запрет, стоит все же поговорить и объяснить, почему он неправ, и какого именно поведения ждут от него старшие. Крики, злость, агрессия — все это в отношении крохи неприемлемо.

Ребенок не поймет с первого раза

Не следует ожидать, что первое же слова «нельзя» повлияет на малыша так, что он все сразу поймет и станет поступать так, как от него ожидают старшие. Этого точно не случится. Ведь чтобы ребенок начал осознанно реагировать на запреты, взрослым придется потрудиться: проявить максимум терпения и достичь согласованности между собой.

Зачем избегать провокационных моментов

Никто из родителей не застрахован от провокационных моментов со стороны ребенка. Малыш начинает анализировать свои поступки, изучая реакцию на них со стороны мамы и папы. И здесь очень важно, как именно взрослые реагируют на поведение своего чада. Малыш специально разбросал вещи и ждет отклика на свое поведение. Его «уловку» не нужно игнорировать. Стоит уточнить, что наказания не последует, если навести порядок, а поломанную игрушку самому вынести в мусорное ведро. Пусть он немного поплачет, зато в следующий раз не будет портить дорогие ему вещи.

Как проводится работа с детьми на эту тему в саду и младшей школе

Ведя разговор о хороших и плохих поступках, воспитатели приучают ребятишек к диалогу, учат высказывать свое мнение так, чтобы окружающие поняли эмоциональный посыл грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Такие мероприятия развивают у малышей отзывчивость на действия персонажей, побуждают совершать хорошие дела и мешать тем, кто хочет учинить безобразие. В осознании детей о том, что «хорошо» и что — «плохо» формируется крепкая дружба, умение делиться с товарищем, опыт адекватной оценки своих и чужих действий.

Хорошие и плохие поступки — картинки, рисунки для детей

В жизни бывает всякое: каждый может оступиться. Рисунки на тему достойного и «не очень» поведения наглядно объяснят ребенку, как поступать можно, а как нельзя. За что его похвалят, а за что могут поставить в угол.

Игры для самых маленьких

Игры для дошкольников очень увлекают, а заодно учат принимать правильные решения и реагировать на поступки окружающих.

  1. Игра для детей «Потопаем — похлопаем». Воспитатель называет хорошие и плохие поступки, а ребята после каждого совершают определенные действия ручками или ножками.
  2. «Солнышко или Тучка». Раздаточные карточки дети помещают на то или иное поле. Если поступок хороший — на солнышко, а если плохой — на тучку. При этом ребенок должен сам рассказать, что изображено на иллюстрации и почему данное действие со знаком «плюс» или «минус».
  3. «Цветик-семицветик». Смастерить «волшебный цветок» и придумать на каждый лепесток действие, которое должно сопровождаться вежливыми словами. Что нужно говорить, когда приходишь в гости? Какими словами следует благодарить? Что можно пожелать хорошего? Как следует правильно извиниться?

Важно! В играх происходит моделирование ситуаций плохих и хороших поступков. Необходимо проговаривать с детьми готовые сценки и предлагать придумать свои. 

Классный час или беседа с учителем

Человек не рождается с правильным и четким пониманием добра и зла. Сначала этому учат взрослые, позже ответы находятся в пережитых ситуациях.

Помочь детям сформулировать смысл понятий «хорошо» и «плохо» призван классный час в младшей школе. Благодаря таким мероприятиям ребят учат искать выход из ситуаций, где они проявили себя не очень достойно, признавать ошибки и приносить извинения тому, кого обидели.

ПЛОХО И ХОРОШО - Мультики КУКУТИКИ - Ребенок который любил делать плохие поступки - Новинка 2019ПЛОХО И ХОРОШО – Мультики КУКУТИКИ – Ребенок который любил делать плохие поступки – Новинка 2019

Родители, которые прислушаются к советам психолога, обязательно смогут объяснить своему крошке, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Вопрос-ответ

Как объяснить ребенку, что такое хорошие и плохие поступки?

Для начала, важно использовать простые и понятные примеры из повседневной жизни. Обсуждайте ситуации, которые происходят в школе или дома, и задавайте вопросы о том, как они себя чувствуют в тех или иных ситуациях. Например, можно спросить: “Как ты думаешь, почему делиться игрушками — это хорошо?” Это поможет ребенку осознать разницу между хорошими и плохими поступками.

Как помочь ребенку развить эмпатию к другим людям?

Эмпатия — это ключевой элемент в понимании хороших и плохих поступков. Чтобы развить ее, читайте вместе книги, в которых герои сталкиваются с моральными dilemmas, и обсуждайте их чувства и действия. Также можно проводить ролевые игры, где ребенок будет ставить себя на место других, что поможет ему лучше понять, как его действия могут повлиять на окружающих.

Как справляться с плохими поступками ребенка?

Важно не наказывать, а объяснять. Когда ребенок совершает плохой поступок, обсудите с ним, почему это было неправильно, и как он может исправить ситуацию. Используйте подход “учебного момента”, чтобы помочь ему понять последствия своих действий и научиться делать правильный выбор в будущем.

Советы

СОВЕТ №1

Обсуждайте моральные дилеммы. Приводите примеры из жизни или литературы, чтобы ребенок мог понять, как разные поступки влияют на людей. Задавайте вопросы: “Как бы ты себя чувствовал, если бы с тобой поступили так?” Это поможет развить эмпатию и критическое мышление.

СОВЕТ №2

Используйте наглядные примеры. Воспользуйтесь ситуациями из повседневной жизни, чтобы показать, что такое хорошее и плохое поведение. Например, расскажите о том, как важно делиться игрушками с друзьями или помогать другим, а также о последствиях эгоизма и обмана.

СОВЕТ №3

Поощряйте открытость и обсуждение. Создайте атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно, делясь своими мыслями и переживаниями. Обсуждайте не только его поведение, но и поведение других людей, чтобы он мог анализировать и делать выводы.

СОВЕТ №4

Применяйте положительное подкрепление. Хвалите ребенка за хорошие поступки и поведение, чтобы он понимал, что делает что-то правильно. Это поможет ему ассоциировать хорошие действия с положительными эмоциями и мотивацией.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации