Способы развития логики у детей: загадки, вопросы, задачи, игры

В период, предшествующий школе, ребенок активно развивается. Его мозг готов принимать новые знания, производить базовые умственные операции. Загадки на логику для детей отлично подходят для интенсивного развития различных видов мышления и других психических процессов у дошкольников, необходимых для качественного усвоения учебной информации в будущем.

Что такое логическое мышление

Мыслительные способности включают в себя различные умственные процессы, необходимые для приобретения новых знаний и умения ими оперировать.

Из всех видов мышления можно выделить одно, наиболее важное для построения объективных суждений о предметах и явлениях — логическое.

Мозг человека, получая какую-либо информацию, начинает ее анализировать, сопоставлять, выстраивать связи между предметами и явлениями. 

Логическое мышление является психическим процессом, выражающимся в мыслительной деятельности, во время которой происходит обработка уже имеющейся информации с целью выявления закономерностей. Другими словами, это использование логических конструкций для получения истинных выводов, основанных на знаниях и представлениях, полученных ранее.

Основные составляющие мыслительного процесса:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация;
  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • конкретизация.

В период с 3 до 6 лет происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. К 5–6 годам у ребенка в мыслительной деятельности преобладает оперирование образами. Задачей родителей и воспитателей является формирование у него словесно-логического мышления. 

Важно! Соответствующий возрасту уровень развития интеллекта подразумевает знакомство с базовыми понятиями об окружающем мире,  владение навыками самостоятельной умственной работы, заинтересованность в получении новых знаний.

Врачи и специалисты в области детского развития единодушны в том, что логическое мышление играет ключевую роль в формировании умственных способностей ребенка. Загадки, вопросы и задачи помогают детям развивать аналитические навыки, учат их мыслить критически и находить нестандартные решения. Игры, в свою очередь, создают увлекательную атмосферу, способствующую обучению через игру. Врачи отмечают, что такие активности не только развивают логику, но и укрепляют социальные навыки, так как дети часто работают в группах, обсуждая и решая задачи вместе. Регулярные занятия подобными упражнениями формируют у детей уверенность в своих силах и желание учиться, что в дальнейшем положительно сказывается на их учебной деятельности и общем развитии.

Тесты на логику для детей 😅 ПРОВЕРЬ НЕ ЗАСОХЛА ЛИ ТВОЯ ЛОГИКА 🤓 ( Бабушка Шошо )Тесты на логику для детей 😅 ПРОВЕРЬ НЕ ЗАСОХЛА ЛИ ТВОЯ ЛОГИКА 🤓 ( Бабушка Шошо )

Образно-логическое мышление 

Постигая реальность, дошкольник на первых порах опирается на наглядно-образное восприятие действительности. Все увиденное, услышанное, исследованное на ощупь запечатлевается в сознании в виде определенных образов. 

При образно-логическом мышлении решение конкретных задач осуществляется с помощью визуализации образов.

Абстрактно-логическое мышление

На следующем этапе подключается воображение. При абстрактно-образном мышлении в процессе участвуют словесные конструкции и абстрактные понятия.

При этом виде мыслительной деятельности ребенок оперирует отвлеченными понятиями, не основанными на восприятии органами чувств. В логических умозаключениях принимают участие абстрактные формы, не имеющие аналогов в окружающей действительности.

Пространные образы являются инструментом для создания обобщенной картины, выявления закономерностей событий и явлений без опоры на конкретные понятия.

Развитие логического мышления у детей — важная задача, которую родители и педагоги решают с помощью различных методов. Загадки, вопросы и задачи помогают детям научиться анализировать информацию и находить нестандартные решения. Например, загадки не только развлекают, но и стимулируют мыслительный процесс, заставляя детей искать ответы в рамках заданных условий. Игры, такие как шахматы или логические головоломки, учат стратегическому мышлению и терпению. Многие родители отмечают, что такие занятия не только развивают интеллект, но и укрепляют связь между родителями и детьми, создавая атмосферу совместного обучения и веселья. Важно, чтобы процесс был увлекательным, ведь интерес к обучению формируется именно в игре.

Тесты на логику ! ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! всего 5 вопросов ( Бабушка Шошо )Тесты на логику ! ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! всего 5 вопросов ( Бабушка Шошо )

Словесно-логическое мышление

Этот вид психической деятельности характеризуется созданием грамотных речевых конструкций, основанных на логических умозаключениях. Выражается в умении облечь ход своих мыслей в стройную словесную оболочку.

Данный вид логического мышления, в отличии от предыдущих двух, осуществляется не с помощью образов, а посредством суждений, выраженных вербально.

Зачем необходимо развивать у ребенка логическое мышление и смекалку

Чтобы качественно подготовить малыша к процессу усвоения знаний, следует уделять достаточно внимания формированию логики в его суждениях. Неразвитость логического мышления затруднит умение пользоваться полученными в школе знаниями. Ребенку будет сложно сопоставлять факты, видеть связи между предметами и явлениями, анализировать информацию.

Развитие логического мышления в дошкольном возрасте помогает:

  1. Выделять суть в большом объеме информации.
  2. Мыслить критически, нестандартно. Иметь собственное мнение, не идти на поводу у окружающих, самостоятельно принимать обдуманные решения.
  3. Развивать внимание, память, образовывать новые нейронные связи.
  4. Четко формулировать мысли, приводить аргументацию.
  5. Находить нестандартные решения.
  6. Подготовить базу для изучения сложных предметов в старших классах (алгебры, геометрии, физики, химии, информатики).

С какого возраста развивать логику

Уже в 2–3 года ребенок желает получить ответы на свои многочисленные вопросы. В этом возрасте начинают формироваться модели поведения, выстраиваться первые причинно-следственные связи. В этот период жизни малыша достаточно удовлетворять его интерес разумными объяснениями сути интересующей его информации.

Начинать целенаправленно развивать логику специалисты советуют с 4–5 лет. Ребенок уже в состоянии оперировать такими мыслительными действиями, как анализ, синтез, классификация, сравнение, выделять причину и следствие.

Важно! Развитие логического мышления в дошкольном возрасте — это закладка фундамента для успешного осмысленного обучения в будущем.

Лучшие способы

Многих родителей интересует вопрос: Как развивать логику у своего ребенка?

Существует огромное множество заданий, направленных на развитие логического мышления в дошкольном возрасте. Много интересных игр, загадок, головоломок и других занимательных умственных упражнений можно найти на просторах интернета. Подобные виды занятий вызывают живой интерес у юных «мыслителей». Формирование необходимых навыков происходит в доступной для ребенка форме.

Интеллектуальные игры

Развивать мышление можно, играя в шашки, домино, нарды, «Уно», настольные, компьютерные и другие игры. С их помощью ребенок не только приятно проводит время, но и познает окружающий мир, развивает мышление и внимательность. 

Важно! Быстрое переключение видов деятельности также способствует формированию привычки логически мыслить. Кроме того, это облегчит адаптацию ребенка к школьному обучению (чередование уроков).

Развивающие игры на мышление и логику для детей 5–6 лет:

  1. «Светофор». Игра развивает быстроту реакции, внимание, сообразительность. Ведущий по очереди показывает кружки красного, желтого и зеленого цветов. Ребенок выполняет определенные действия: на красный — стоит на месте, на желтый — хлопает в ладоши, на зеленый — шагает. Со временем кружки меняются быстрее.
  2. «Повтори движение». Ведущий делает несколько движений подряд разными частями тела: руками, ногами, головой, туловищем. Задача ребенка — повторять их с отставанием на одно движение.
  3. «Какой у тебя сосед?». В игре участвуют несколько ребят. Каждому сообщается какая-нибудь буква. Ведущий обращается к одному из участников с вопросом: «Доволен ли ты своим соседом?». Ребенок по желанию отвечает: да или нет. Затем объясняет свой ответ так, чтобы одно из слов начиналось на его букву. Например: (буква «м») да, потому что он любит мороженое или нет, потому что он молчун.
  4. «Что общего?». На картинках с двумя предметами найти общий признак. Например: ромашка и роза (цветы), карандаш и стол (деревянные), счетные палочки и калькулятор (приспособления для счета).

Головоломки

Разнообразные пазлы, лабиринты, кубики Рубика и другие подобные игры отлично подходят для занятий «умственной гимнастикой». Такие игрушки приобретаются в специализированных магазинах.

Задачи

Различные задания на логику — еще один прекрасный способ, который приучает малыша активно включаться в познавательный процесс. Занимательные задачки с подвохом для детей предшкольного возраста позволяют выполнять эту миссию весело и ненавязчиво. 

Задачи для детей на логику с ответами:

  1. Собрались 5 подруг в одной комнате. Первая играет в шашки, вторая читает, третья играет со щенком, четвертая вяжет. Что делает пятая подруга? (Играет в шашки с первой).
  2. Вася шел в лес. Ему навстречу 2 охотника. У каждого ружье с двумя патронами. Сколько человек шло в лес? (Один. Вася).
  3. В комнате на полу сидят 2 кошки. Еще одна кошка на руках у девочки. Сколько всего ног в комнате? (2. У кошек лапы).
  4. 2 девочки 2 часа играли в классики. Сколько времени затратила на игру каждая? (2 часа).
  5. Конфету ножом поделили на 2 части. Сколько сделали разрезов? (1).

Устные игры со словами

Такие задания пополняют словарный запас ребенка. Учат выделять признаки предмета, сравнивать их, разделять предметы на род и вид (общее и частное).

  1. «Назови имя». В игре принимают участие от двух детей и более. Каждый по очереди называет имя и делает шаг вперед. Сначала мужское, потом женское и т.д. Выигрывает тот, кто окажется дальше всех. Как вариант, можно использовать и другие слова: фрукты и овощи, растения, цвета и т.д.
  2. «Заблудившаяся буква». Требуется отгадать слово, в котором пропущена 1 буква. Например, .яч, .ампа, жу. (мяч, лампа, жук).
  3. «Съедобное-несъедобное». Взрослый называет слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает то, что можно употреблять в пищу, малыш должен поймать мяч. Если предмет несъедобный — отбить.
  4. «На что похоже?». Ребенку показывают карточку с фигуркой. Ребенок должен определить, на что она похожа. Изображение может восприниматься как силуэт целого предмета или как его часть. Используется несколько картинок по очереди.
  5. «К чему относится? Какие бывают?». Взрослый называет частные понятия (вид), а ребенок — общее (род). Например: морковь, капуста, огурец — это овощи. А затем, наоборот, общее понятие разделяется на частные. Пример: к фруктам относятся груши, персики, сливы.

Загадки

Такая форма заданий на логику с указанием некоторых свойств предмета, который требуется угадать, также имеет важное значение для формирования мыслительных способностей ребенка.

Загадки для детей дошкольного возраста:

  1. Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка).
  2. Две сестры в начале лета зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет. (Красная и черная смородина).
  3. В тельняшке, да не моряк. С гривой, да не лев. С копытами, да не лошадь. (Зебра).
  4. Что поднять с земли легко, но сложно кинуть далеко? (Перо).
  5. На крыше суп да ложки, а под крышей четыре ножки. (Стол).

Загадки–обманки:

  1. Простой вопрос для малышей: Кого боится кот?… (Собак).
  2. Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… (Белка).
  3. Фрукты хоботом берёт толстокожий… (Слон).

Конструирование

Изготовление поделок из различных материалов служит формированию:

  • логического мышления;
  • сенсорного восприятия;
  • воображения;
  • творческих способностей;
  • любознательности;
  • математического мышления;
  • исследовательских навыков.

Конструирование делится на техническое (с использованием конструктора, строительных материалов) и художественное (из бумаги, природных материалов). 

Этот вид деятельности хорошо подходит для дошкольников. Он отвечает их интересам, способностям и возможностям.

Развивающие сервисы и компьютерные игры

Среди полезных мобильных приложений и интернет–платформ можно предложить ребенку: «Эйнштейн: тренировка для ума» (приложение), «Cut The Rope: Experiments» (приложение), «IQша» (приложение, веб), «Играемся» (веб),  «Астрономия и Космос для детей» (приложение от Star Walk), «Страна математики» (приложение). 

Компьютерные игры на логику для детей:

  • Chronology (игра с головоломками с русскими субтитрами);
  • Monopoly Plus (экономическая стратегия);
  • Snake Psss (законы физики);
  • A hat in time (игра на смекалку);
  • Rush: a Disney — Pixar Adventure (по мотивам мультфильмов).

Смешные загадки на внимательность и логику для детей с ответами

Как еще можно развить логическое мышление? С помощью различных заданий с подвохом для детей. Например, короткие загадки с юмором не только привьют полезные навыки, но и создадут хорошее настроение. Малыши обычно охотно берутся за такие задания. 

Веселые загадки на логику для детей:

  1. Когда мальчика называют женским именем и каким? (Соня. Когда он любит поспать).
  2. В каком слове сто одинаковых букв? (Стол, стоп, стог).
  3. По чему летает птица? (По воздуху).
  4. Каких камней не найти в море? (Сухих).
  5. Какой год длится 1 день? (Новый год).
  6. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).
  7. Может ли павлин назвать себя птицей? (Нет. Он не умеет говорить).
  8. На подоконнике сидит животное. Лапы, ушки, хвост, как у кошки, но не кошка. (Кот).
  9. Какой болезнью никто никогда на земле не болел? (Морской).
  10. Может ли человек не спать 8 дней? (Может. Спят ночью).

Развитие логики у ребенка чрезвычайно важно для подготовки его к обучению в школе. Занятия должны отличаться разнообразием, включать различные виды деятельности. Это привьет малышу любовь к знаниям и облегчит адаптацию ребенка к процессу их усвоения.

https://youtube.com/watch?v=2aAdgNxI6es%3Ffeature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какие игры развивают логику?

Шахматы, шашки. Нестандартные задания. Олимпиадные задания для детей. Числовые и другие математические ребусы. Логические задачи и загадки на логику. Задания со спичками. Головоломки – популярный вид интеллектуальных игр как у детей, так и у взрослых.

Как развивать у ребенка логику?

Игра на сравнение, группировку, обобщение, а также головоломки, лабиринты и ребусы позволяют развивать логику. Настольные игры. Шахматы, шашки, домино не только развивают логику и логически-пространственное мышление. Они также позволят провести время в кругу семьи, учат с достоинством принимать поражения и победы.

Какие упражнения развивают логику?

Шахматы. Все просто: или вы научитесь логически мыслить, или до конца дней своих вы будете проигрывать в шахматы. Шашки. Эта игра немного проще, чем шахматы, но тоже неплохо помогает развивать логическое мышление. Нарды. Ребусы, сканворды, головоломки. Монополия. Пятнашки. Скрэббл.

Что делать для развития логики?

Решайте головоломки и логические задачи. Играйте в настольные игры. Читайте литературу по логике. Участвуйте в дебатах и обсуждениях. Изучайте формальную логику. Практикуйте критическое мышление. Развивайте умение делать выводы.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте загадки в повседневной жизни. Загадки не только развлекают, но и стимулируют мышление. Задавайте их во время прогулок или домашних дел, чтобы сделать обучение более увлекательным и интерактивным.

СОВЕТ №2

Включайте логические игры в распорядок дня. Настольные игры, головоломки и логические задачи помогут детям развивать критическое мышление и навыки решения проблем. Выбирайте игры, подходящие по возрасту, чтобы поддерживать интерес.

СОВЕТ №3

Задавайте открытые вопросы. Вместо простых вопросов, требующих односложного ответа, старайтесь задавать вопросы, которые требуют размышлений и обоснований. Например, “Почему ты думаешь, что это решение лучше?” Это поможет развивать аналитическое мышление.

СОВЕТ №4

Создавайте совместные задачи. Проводите время с детьми, решая задачи вместе. Это не только укрепляет связь, но и позволяет детям учиться у вас, наблюдая за процессом мышления и подходами к решению проблем.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации