Пластилинография — творческая техника, развивающая художественные способности, мелкую моторику и воображение у детей. В статье рассмотрим основные приемы и правила работы с пластилином, а также виды пластилинографии для детского сада. Узнаете, как организовать творческий процесс, какие материалы понадобятся и получите пошаговую инструкцию по созданию ярких произведений искусства. Эта информация полезна воспитателям и родителям, стремящимся развивать творческие навыки детей.
Пластилинография в детском саду: техника, приемы, правила
О чем идет речь? Лепка из пластилина в детском саду — это метод, который способствует развитию мелкой моторики, воображения и создает положительный эмоциональный климат для детей дошкольного возраста.
Что нужно делать? Разогретый пластилин становится мягким, и из него можно не только создавать различные формы, но и размазывать материал по поверхности, создавая настоящие произведения искусства. С возрастом детей на занятиях внедряются более сложные техники.
- Что потребуется для пластилинографии в детском саду
- Пластилинография в различных группах детского сада
- Способы пластилинографии в детском саду
- Основные техники пластилинографии
- Шаблоны для пластилинографии
- Правила безопасности при работе с пластилином
Для обеспечения качества контента и защиты авторских прав, многие статьи на нашем сайте недоступны без регистрации.
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет всего 15 секунд.
Вы также получите полный бесплатный доступ к следующим материалам:
Более 100 вебинаров от опытных педагогов.
Более 2000 бесплатных олимпиад для учителей и учеников.
Портал «Солнышко».
Пластилинография в детском саду является важным инструментом для развития творческих способностей детей. Эксперты отмечают, что работа с пластилином способствует улучшению мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи и координации движений. Техника пластилинографии включает в себя различные приемы, такие как лепка, раскатывание и смешивание цветов, что позволяет детям экспериментировать и развивать воображение.
Правила работы с пластилином просты: важно создать комфортную атмосферу, обеспечить детей необходимыми материалами и поощрять их к самовыражению. Специалисты подчеркивают, что важно не только результат, но и процесс создания, который помогает детям научиться работать в команде и развивать терпение. Пластилинография становится не только увлекательным занятием, но и важным этапом в образовательном процессе.

Что понадобится для пластилинографии в детском саду
Лепка из глины — одно из любимых занятий детей. Они могут часами играть с яркими цветами. Для детей постарше, когда лепка уже не приносит удовольствия, хорошей альтернативой является лепка из глины. Это более сложное занятие, которое может увлечь даже взрослых.
Лепка из пластилина в детском саду считается оригинальной художественной техникой, ведь в этом случае пластилин используется для рисования на картоне или другой плотной поверхности. Точнее, он лепится, но не пластичный, а лишь слегка изогнутый, рельефный. Картинки можно украсить бисером, жемчугом, природными материалами или всем, что попадется под руку.
Сочетание этих двух привычных занятий дает еще больший простор для воображения и фантазии, развивает ловкость рук и готовит детей к урокам письма.
Термин «пластилиновая живопись» имеет две основы: «пластилин» — пластичная масса с определенными свойствами и «писать» — писать, рисовать. Техника рисования заключается в создании картин на горизонтальной поверхности из изогнутых предметов, сделанных из пластилина.
Существует несколько видов штукатурки в детском саду, которые отличаются техникой выполнения и материалом основы, на которую наносится пластилин. К ним относятся следующие:
- бумага;
- картон;
- пластик;
- обычное или органическое стекло;
- керамическая плитка и т.п.
Пластилин используется как основа для творчества. Этот материал очень мягкий и податливый, может принимать любую форму, но оставляет жирные пятна и теряет свои лучшие свойства при длительном хранении. Поэтому учитель должен следить за тем, чтобы у детей на столе всегда была свежая глина для лепки. Форма упаковки также важна. Пластилин для детского творчества лучше всего покупать в коробках, которые открываются сверху и имеют специальный «язычок».
В качестве украшения для картины можно использовать все, что есть под рукой: бусины, жемчуг, перья, бисер, зерна и т.д. Чтобы придать объем картине из пластилина, можно использовать различные предметы с фактурной поверхностью: Стаканчики, формочки, пуговицы.
В качестве инструментов дети в основном используют свои руки и пальцы, но в наборы глины для лепки часто входят специальные лопаточки-стеки, которые также можно приспособить к задаче. Стеки бывают самых разнообразных форм и могут быть сделаны из дерева или пластика. При отсутствии стеки достаточно деревянной палочки, зубочистки, медной проволоки, кукольного ножа или другого подручного предмета.
Для работы с глиной лучше всего использовать доску размером примерно 30х25 см, которую можно сделать самостоятельно из куска линолеума или старой разделочной доски. Она должна иметь легко очищаемую поверхность, которую можно мыть теплой водой с мылом. Ткани меньше подходят для лепки — они путаются, прилипают к рукам и шатаются на столе.
Помимо тарелки, вам также понадобится бумажное или тканевое полотенце, чтобы вытирать руки и убирать со стола, когда вы закончите. Это особенно важно, если для работы над проектом нужно перейти от темного цвета к светлому.
| Аспект | Описание | Примеры/Советы |
|---|---|---|
| Что такое пластилинография? | Техника создания объемных изображений на плоской поверхности с помощью пластилина. | Рисование пластилином, создание рельефных картин. |
| Преимущества для детей | Развивает мелкую моторику, творческое мышление, усидчивость, цветовосприятие. | Улучшение координации движений, развитие фантазии, формирование аккуратности. |
| Необходимые материалы | Пластилин (разных цветов), основа для работы (картон, плотная бумага, пластиковая доска), стеки, влажные салфетки. | Выбирайте мягкий, нетоксичный пластилин. Основа должна быть достаточно плотной, чтобы не деформироваться. |
| Основные приемы | Размазывание: распределение пластилина тонким слоем. Скатывание: создание шариков, колбасок. Прищипывание: формирование мелких деталей. Наслаивание: создание объема. | Для размазывания используйте подушечки пальцев. Шарики и колбаски могут быть основой для многих элементов. |
| Этапы работы | 1. Выбор сюжета. 2. Подготовка основы. 3. Нанесение контура (по желанию). 4. Заполнение цветом. 5. Детализация. | Начинайте с простых сюжетов (солнышко, цветок). Постепенно усложняйте задачи. |
| Правила безопасности | Не брать пластилин в рот. Работать на специально отведенном месте. Мыть руки после работы. | Объясните детям, что пластилин – это не еда. Следите за чистотой рабочего места. |
| Темы для занятий | Природа (цветы, животные), сказочные персонажи, транспорт, абстрактные узоры. | “Осенний лес”, “Мой любимый питомец”, “Космическое путешествие”. |
| Возрастные особенности | Младший дошкольный возраст: простые формы, размазывание. Средний дошкольный возраст: более сложные элементы, комбинирование приемов. Старший дошкольный возраст: создание сюжетных композиций, использование мелких деталей. | Для малышей – крупные детали, яркие цвета. Для старших – возможность проявить индивидуальность. |
| Интеграция с другими видами деятельности | Чтение сказок, прослушивание музыки, рисование, аппликация. | Создание иллюстраций к прочитанной сказке. Лепка под музыку. |
| Ошибки и их исправление | Смешивание цветов: можно использовать как художественный прием. Неаккуратность: поощряйте старание, помогайте исправить. | Объясните, что ошибки – это часть процесса обучения. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о пластилинографии в детском саду:
-
Развитие мелкой моторики: Пластилинография способствует развитию мелкой моторики у детей. Лепка из пластилина требует точности и координации движений, что помогает укрепить мышцы рук и пальцев, а также улучшает навыки письма в будущем.
-
Творческое самовыражение: Пластилинография позволяет детям проявлять свою креативность и фантазию. Создавая объемные фигуры и композиции, дети учатся выражать свои мысли и чувства, что способствует развитию их эмоционального интеллекта.
-
Социальные навыки: Занятия пластилинографией часто проводятся в группах, что способствует развитию социальных навыков у детей. Работая вместе, они учатся сотрудничать, делиться идеями и помогать друг другу, что важно для формирования дружеских отношений и командного духа.
Эти аспекты делают пластилинографию не только увлекательным, но и полезным занятием для детей в детском саду.

Пластилинография в разных группах детского сада
Дети постепенно осваивают технику работы с гипсом, что зависит от их возраста.
На уроках лепки в начальной школе ребята учатся создавать из глины отдельные фигурки. На каждом занятии они формируют предметы, используя базовые техники: шарики и колбаски. Дети осваивают работу с материалом — они учатся нажимать, размазывать, резать, разглаживать, надавливать и тянуть.
- Осваивается использование инструментов – ножниц и стека.
- Знакомятся с основами работы с образцами.
- Применяется индивидуальный подход в обучении.
В средней группе модели уже формируются на основе детского воображения. Дети начинают изучать основы композиции, создают собственные эскизы и применяют более сложные техники. На занятиях по штукатурке они учатся работать в команде.
Простые техники дополняются более сложными: рисование пластилином и смешивание красок. Расширяется и набор инструментов — появляются различные кисти и шприцы с насадками.
Дети в старших группах уже самостоятельно выбирают техники, материалы и создают композиции из природных элементов (листьев, зерен, семян и т.д.).
- Занятия проводятся как в подгруппах, так и коллективно.
- На этом этапе рисование сопровождается сюжетно-ролевыми играми.
Пластилинография в детском саду представляет собой более сложную технику. Воспитанников знакомят с созданием глазурованных плиток и рельефов, уделяя особое внимание оформлению художественных работ: фону, рамке и багету.
Постепенно детские поделки превращаются в настоящие произведения искусства. Оригинальное искусство помогает детям лучше осознавать масштаб и композицию, побуждает их сочетать цвета, демонстрирует разнообразие форм и развивает мелкую моторику.
Обучение детей рисованию глиной для лепки способствует развитию усидчивости и аккуратности, поощряет командную работу и улучшает навыки вербального выражения.
Создание ярких и многослойных композиций помогает детям изучать окружающий мир и получать новые знания.
Знакомимся с секретами пластилиновой техники
Каковы секреты пластилиновой живописи, можно ли ей научить детей? Педагоги убеждены, что эта техника вполне доступна дошкольникам, и при правильном подходе пластилинография может стать серьезным подспорьем в семейном воспитании как средство развития творческих способностей детей. Чтобы не упустить нужный момент, родители должны знать, когда можно делать пластилиновые рисунки с детьми. По мнению специалистов, эти занятия могут проходить уже в трехлетнем возрасте. Главное в творчестве из глины — учитывать возраст ребенка и его технические способности, ведь из-за сложности изображения может пропасть интерес к произведению искусства. Поэтому сначала детей знакомят с более простыми техниками «азбуки лепки»:
- Размазывание — самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
- Раскатывание — возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
- Сплющивание и вытягивание — наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно — прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
Темами для дошкольников в этом возрасте могут быть знакомые осенние и летние мотивы, например, «Солнышко» (расплющить желтый шарик на голубом фоне и расположить вокруг него лучики); «Цветы в траве» (зеленое тесто размазывается по гладкой поверхности, сверху кладутся расплющенные цветные шарики). Аналогично оформляются «Осенние листья на земле», «Падающий снег», «Ежик», «Разноцветное поздравление», «Елочные гирлянды». Для поддержания интереса к творчеству и поощрения ребенка педагоги рекомендуют использовать рифмы, загадки и короткие рассказы о лепке, например:
Я буду лепить пластилином небо, солнце, ручей, Я буду лепить везде цветы, Я буду рисовать кукурузное поле. Маргаритки, незабудки, лютики будут улыбаться солнцу и радоваться теплому лету! Мы испекли булочку и положили ее на бок. Потом у нас получился блинчик, очень мягкий (глина).
Важно: работа с глиной довольно сложна для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, глина для лепки должна соответствовать необходимым условиям для лепки (теплая твердая масса в теплой воде); во-вторых, во время лепки необходимо менять вид деятельности и делать перерывы, чтобы избежать перенапряжения.

Техника для старших дошколят
-
Заглаживание — это важный этап подготовки основы для будущей картины. Чтобы добиться ровной поверхности, следует осторожно разгладить слой пластилина кончиками пальцев. Для ускорения процесса можно слегка смочить пальцы водой. Эта работа требует определенных усилий, поэтому она доступна только старшим дошкольникам.
-
Прищипывание — этот метод применяется для создания новых деталей в картине и добавления ей декоративных элементов. Ребенок прищипывает пластилин пальцами в тех местах, где необходимо украсить изображение.
-
Примазывание и придавливание — эти техники нужны для надежного соединения элементов картины.
-
Налепливание — этот прием помогает соединить одну часть изображения с другой или добавлять необходимые детали к уже готовому рисунку или фотографии.
-
Смешивание различных цветов пластилина для получения новых оттенков — это важный процесс для декорирования картины. Детей обучают разминать цветные шарики в одном куске или аккуратно накладывать один цветной кусочек на другой прямо в контуре рисунка.
Метод пластилинографии
Чтобы родителям было легче обучать своих малышей дома, специалисты разработали методику лепки для детей, которая включает в себя следующие пошаговые задания:
- Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
- Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
- Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
- Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
- Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
- Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
- Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
- Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.
Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин
Чтобы обеспечить прочность картины и предотвратить ее деформацию, используйте в качестве основы только плотный картон.
Для того чтобы избежать появления неаккуратных пятен от пластилина на основе рисунка, рекомендуется предварительно накрыть ее клейкой пленкой.
Чтобы минимизировать вероятность ошибок в процессе лепки, сначала нанесите контур рисунка на картон под пленкой.
Для того чтобы ваша работа сохранялась в хорошем состоянии на протяжении длительного времени, покройте ее бесцветным лаком.
Чтобы процесс создания картины проходил быстро и без лишних задержек, заранее подготовьте все необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природных материалов и доску для лепки.
Какой бывает пластилинография
Для обучения дошкольников педагоги используют различные виды глины для лепки, которые можно легко организовать в домашних условиях. Родителям необходимо знать, что и как использовать в разных возрастах. Все дошкольники могут работать непосредственно с пластилином, делая фигурную картинку на ровной поверхности. При изготовлении картинки сначала нужно скатать объемные формы, например, колибри или колбаски, затем положить их на контур и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо соединив детали.
Дети легко осваивают эту технику в возрасте двух-трех лет. На начальных этапах им предлагается простой дизайн без мелких деталей, с готовой основой. Дети постарше создают более сложные композиции. Они сами готовят основу, рисуют контур, который постепенно заполняют размягченной глиной.
В искусстве реверсивной росписи стекла рисуется обратная сторона поверхности. Она должна быть прозрачной, например, из пластика или оргстекла. Рисунок рисуется на подложке фломастером, а затем заполняется пастой K net. Кусочки пластилина подходящего размера и цвета выбираются из рисунка, размягчаются и наносятся на прозрачную основу. Чтобы получить тонкий и аккуратный слой, можно сделать набросок пальцами или вилкой и слегка прижать пластилин к поверхности.
Рисование лепкой из глины — сложная техника и требует от дошкольников освоения всех приемов лепки. Тогда у вас получится лепная картина, состоящая из различных декоративных элементов: шариков, лепестков, валиков, косичек и других технических элементов.
Мозаичная живопись с использованием глины для лепки — техника, которая нравится детям, так как картина состоит только из шариков глины для лепки. Это довольно простая техника, которая подходит для детей любого возраста. Главное — правильно подобрать цвета и аккуратно заполнить пространство контура элементами, не выходя за рамки. Техника заключается в том, что нужно скатать небольшие шарики, положить их на поверхность и прижать.
Рисование контурной глиной — здесь предмет формируется по контуру. Пошаговая процедура выглядит следующим образом: Сначала на поверхности рисуется узор маркером, затем контур прорисовывается тонкими цилиндрическими пластилинами, изображение заполняется пластилинами подходящего цвета. Педагоги советуют использовать большой шприц без иглы, в который наливают модельную глину, затем помещают в горячую воду для размягчения. Таким образом можно добиться красивых, ровных локонов. Многослойная лепка — в этой технике на поверхность наносится несколько слоев глины один за другим. Такая техника необходима для пейзажей: Изображения лесов, водоемов, полей, когда нужно получить не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошкольников и подходит только для детей старшего возраста. Работа ведется следующим образом: Выбирается глина разных цветов, из которой лепятся тонкие кусочки теста. Затем эти кусочки укладываются друг на друга в соответствии с замыслом, образуя многослойный торт.
Обратная пластилинография
Реверсивная печать с использованием шпатлевки представляет собой создание изображения лепного узора на внутренней стороне прозрачной поверхности. Этот метод работы с моделирующей глиной применяется на стекле. Поскольку детям дошкольного возраста не рекомендуется работать со стеклом, в качестве альтернативы можно использовать пластик или оргстекло. Сначала рисунок наносится маркером, после чего следует этап лепки. Глину для лепки необходимо предварительно хорошо размять и разогреть. Как только глина станет мягкой, ее можно наносить на поверхность как руками, так и с помощью ворса. Важно аккуратно распределить моделирующую глину по стеклу, чтобы слой получился тонким.
Модульная пластилинография
Модульный дизайн из моделирующей глины представляет собой изображение лепного узора с различными элементами, такими как цилиндры, сферы и диски. Эта техника лепки из глины сложна, потому что ребенок должен освоить все приемы лепки. Сначала мы переносим рисунок на поверхность и начинаем заполнять каждый элемент лепниной соответствующего цвета. Это можно делать небольшими мазками, целыми кусками или буйками.
Мозаичная пластилинография
Мозаичная шпаклевка представляет собой создание лепного узора с использованием шариков шпаклевки. Эта методика является одной из самых простых в реализации, так как все компоненты формируются в виде шариков. Ключевым моментом является правильный выбор привлекательных оттенков и тщательное заполнение узора, не выходя за его границы.
Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки
При знакомстве с техникой разминания педагог использует следующие приемы:
- наглядность (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки);
- словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии)
- практические методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками, например, в подготовительной группе ребята выполняют картину «Клоун» витражной техникой, а затем рассказывают, как этого персонажа зовут, где он работает и какие номера показывает).
В больших группах нетрадиционные приемы лепки можно использовать как основу для описания или даже целых рассказов.
В дошкольном учреждении (детском саду) при обучении рисованию пластилином используются те же приемы работы с глиной, которые осваиваются в традиционной технике лепки:
- раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
- скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
- отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
- прищипывание — кусочки соединяются в один элемент;
- оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;
- сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.
Кроме того, детей знакомят с приемами пластилиновой живописи:
- размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
- примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
- налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
- заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
- смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
Освоение традиционных и нетрадиционных приемов работы с пластилином происходит параллельно.
Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста
- скатывание;
- раскатывание;
- сплющивание;
- размазывание;
-
налепливание (простые изображения с крупными элементами, такими как солнце).
-
закрепление уже освоенных навыков;
- изучение работы со стекой и ножницами;
- отщипывание;
- прищипывание;
- растягивание;
- примазывание;
-
налепливание.
-
индивидуально с каждым ребенком;
-
в мини-группах или парах.
-
повторение изученных навыков;
- освоение техник смешивания цветов и заглаживания;
- использование таких инструментов, как щёточки (например, зубные), кондитерский шприц или капсулы от ручек и фломастеров.
Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду
В детском саду темы занятий по нетрадиционной технике лепки, затрагивающие различные области знаний и виды искусства, очень разнообразны. В связи с этим методически грамотный выбор идей заключается в поиске темы, которая отражает реалии окружающего мира и/или соответствует времени года и общественно значимым событиям. Например, поделку на тему «Зима» можно создать в декабре-феврале, «Флаг России» — накануне Дня российского флага 22 августа или перед Днем народного единства 4 ноября.
Праздничные поделки могут быть домашним заданием
Примерная тематика
При подготовке к занятиям по лепке из глины преподаватель разрабатывает детальный план, который включает в себя перечень целей и задач для каждой группы, структуру урока, описание необходимых учебных материалов и план тематического обучения. Уроки организуются в виде тематических блоков, что позволяет пересекать темы из различных образовательных областей. Например, перед праздником Дня матери дети учат стихи о мамах на уроке развития речи, а на занятии по окружающему миру изучают историю этого праздника и создают поделки с угощениями из пластилина.
В младших группах дети только начинают осваивать лепку из глины, поэтому темы занятий сосредоточены на создании простых фигур и несложных формах:
- «Сушки»;
- «Снеговик»;
- «Украшаем одежду»;
- «Пасхальное яйцо»;
- «Пирог для мамы».
Вот несколько примеров тем для занятий с глиной для детей 4-5 лет:
- «Овощи на тарелке»;
- «Жучки на цветочной клумбе»;
- «Грибы»;
- «Солнце в тучах»;
- «Веточка рябины»;
- «Осеннее деревце»;
- «Рыбка»;
- «Новогодняя ёлка»;
- «Ёлочные игрушки»;
- «Снегирь»;
- «Снежная баба-модница»;
- «Теремок»;
- «Павлин»;
- «Весёлая ракета»;
- «Подарок для папы (дедушки)»;
- «Цветик-семицветик»;
- «Белая берёза»;
- «Космос»;
- «Звёздное небо»;
- «Одуванчик».
В старшей группе занятия расширяются за счет изучения народного искусства и ремесел:
- «Матрёшка»;
- «Гжель»;
- «Тело человека. Человек под дождём»;
- «Расписная тарелка».
В подготовительной группе темы становятся более сложными, что позволяет углубить навыки лепки из глины:
- «Кошка» (дети учатся создавать плавные переходы между светлыми и темными оттенками);
- «Одежда» (ребята разрабатывают дизайн одежды, применяя различные техники — прямую и контурную);
- «Комнатные растения» (на этом занятии дети учатся создавать фактурные изображения);
- «Моя семья» (тема усложняет ранее изученную «Моё тело», теперь юные художники учатся соблюдать пропорции между фигурами людей разных возрастов);
- «Ландыш» (дети продолжают осваивать фактурную лепку, комбинируя барельеф и контррельеф).
Фотогалерея: образцы работ по пластилинографии на разные темы
В подготовительной группе освоение фактурного вида пластилинографии удобно проводить на теме «Комнатные растения»Роспись «Гжель» обычно делается контурной пластилинографиейСложность выполнения расписной тарелки для детей заключается в выполнении чётких линийПри выполнении матрёшки дети смешивают цвета для получения оттенков, например, белого и фиолетового для получения сиреневого, а также учатся их сочетатьДля выполнения «зимних» поделок снег, например, на берёзах можно изображать с помощью мазков краскойКораблик в мозаичной технике можно сделать открыткой к 23 февраляВ средней группе дети начинают фантазировать на тему формы подложки, делая её круглой, напримерИзображения птиц в средней группе усложняются прорисовкой оперенияУсложнение задания на тему «Рыбка» состоит в заполнении пластилином фона рисункаДля большей рельефности ягод рябины можно скомбинировать два оттенка красногоВ средней группе дети осваивают выполнение заострённых элементов рисунка, например, траву в композиции с грибамиВ поделке на темы, связанные с цветами, старшие дошколята тренируют элементы создания контррельефа на листочкахВ подготовительной группе дети накладывают украшения после того, как основа полностью покрывается пластилиномВ старшей группе ребята осваивают тему «Тело человека. Человек под дождём» на основании полученных на занятиях лепкой представлений о пропорции строения тела, делая человечков не объёмными, а плоскимиКроме соблюдения пропорций тел, дети 6–7 лет на теме «Моя семья» учатся выдерживать пропорции и в одежде, например, небольшая блузка у мамы и рубашка побольше у папыТема во второй младшей группе «Пирог для мамы» дублируется в средней, а в старшей группе может продолжиться темой «Торт для друга», в которой малыши отрабатывают приём заглаживанияВ младшей группе на поделке «Пасхальное яйцо» дети осваивают контурную пластилинографию
Пластилинография в старшей группе
Дети в возрасте 4-6 лет уже способны создавать сложные художественные композиции, состоящие из множества мелких элементов, как сюжетных, так и предметных. Вы можете предложить им нарисовать лесной пейзаж, аквариум, морские глубины, зоопарк или персонажа из сказки. Рекомендуется, чтобы малыши попробовали различные техники рисования. Возможно, не все из них окажутся успешными, но такое разнообразие в творчестве непременно разбудит их интерес к изобразительному искусству.
Совместное создание большой картины — отличная идея для урока ламинирования с детьми старшего дошкольного возраста.
Многие дети этой возрастной группы считают игру с глиной своим любимым занятием. Они уже знакомы с особенностями и возможностями пластилина как материала для творчества, знают правила и этапы лепки, умеют следить за контурами своих работ, координировать движения обеих рук, создавать гармоничные композиции и работать с цветами. У них хорошо развиты сенсорные навыки и художественный вкус.
Для детей старшего дошкольного возраста рисование пластилином является эффективным способом подготовки нервно-мышечного аппарата рук к письму в школе. Важно поддерживать их творческую и познавательную активность, развивать коммуникативные навыки, трудолюбие, аккуратность и дисциплину, которые необходимы для успешного старта в учебном процессе.
Пластилинография в подготовительной группе
В возрасте 5-7 лет дети могут научиться делать объемные рисунки и оттачивать другие сложные приемы моделирования самолетов. Можно использовать эскизы любой сложности, дошкольники могут даже создавать собственные рисунки на определенные темы. В этом возрасте дети уже способны освоить примитивные методы моделирования, но им еще необходимо совершенствовать сложные приемы, такие как выдавливание шприцом, создание сложных криволинейных форм, изготовление собственных шаблонов.
В подготовительной группе групповые занятия используются редко. Обычно воспитанники предпочитают работать в одиночку и самостоятельно создавать эскиз. Дошкольники также почти не нуждаются в указаниях и предложениях педагога.
Работа с дошкольниками этой возрастной группы направлена на развитие образного мышления, креативности, индивидуального словарного запаса и коммуникативных навыков. Дети учатся выражать идеи и чувства через художественные произведения, подбирать гармоничную цветовую палитру и дополнительные украшения в соответствии с темой, сочетать различные техники рисования пластилином.
Пластилинография для детей — шаблоны
Для комфортной работы с пластилином детям, независимо от их возраста, необходим стандартный контур. Старшие дошкольники, обладая минимальными художественными навыками, могут самостоятельно создать свой набросок, тогда как для младших школьников педагогам следует подготовить трафареты.
Трафарет представляет собой контур или силуэт объекта, который переносится на поверхность, а затем заполняется глиной для лепки.
Скетчи могут варьироваться по сложности: от простых изображений с несколькими крупными деталями до сложных композиций, которые под силу лишь детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Важно учитывать возраст ребенка при выборе сложности рисунка.
Шаблоны значительно упрощают процесс работы над проектом. Это объясняется тем, что младшим дошкольникам бывает сложно представить себе композицию и затем ее реализовать. Старшим дошкольникам также бывает трудно точно нарисовать контуры объектов без использования шаблона.
На групповых занятиях педагоги часто раздают детям одинаковые эскизы. Это помогает избежать конфликтов между детьми по поводу того, чей рисунок более интересный или простой. Однако, даже при использовании одинаковых эскизов, результаты всегда будут различаться, так как каждый ребенок воспринимает композицию по-своему. Например, если детям предложить шаблон новогодней елки, каждый из них выберет свои цвета для оформления.
Польза пластилинографии для развития детей
Пластилинография – это уникальная техника, которая сочетает в себе элементы рисования и лепки, позволяя детям развивать творческие способности и мелкую моторику. Занятия с пластилином не только увлекательны, но и полезны для всестороннего развития ребенка. Рассмотрим подробнее, какую пользу приносит пластилинография в детском саду.
Развитие мелкой моторики: Работа с пластилином требует от детей точности и координации движений. Лепка различных фигурок, создание текстур и деталей способствует укреплению мышц рук, что в свою очередь положительно сказывается на развитии мелкой моторики. Это важно для подготовки к письму и другим видам деятельности, требующим точности.
Творческое самовыражение: Пластилинография предоставляет детям возможность проявить свою индивидуальность и креативность. Создавая свои уникальные произведения искусства, дети учатся выражать свои мысли и чувства, что способствует развитию эмоционального интеллекта. Они могут экспериментировать с цветами, формами и текстурами, что развивает их воображение.
Социальные навыки: Занятия пластилинографией часто проводятся в группах, что способствует развитию социальных навыков. Дети учатся работать в команде, делиться материалами и помогать друг другу. Это создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, что важно для формирования дружеских отношений.
Устойчивость к неудачам: В процессе творчества дети могут сталкиваться с трудностями, такими как неудачные попытки создать желаемую фигуру. Пластилинография учит их не бояться ошибок, а воспринимать их как часть процесса. Это формирует у детей устойчивость к неудачам и умение находить альтернативные решения.
Развитие концентрации и внимания: Лепка требует сосредоточенности и внимательности. Дети учатся концентрироваться на задаче, что положительно сказывается на их способности к обучению в целом. Это особенно важно в условиях детского сада, где внимание и усидчивость играют ключевую роль в образовательном процессе.
Знакомство с окружающим миром: Пластилинография позволяет детям изучать окружающий мир через творчество. Создавая модели животных, растений или предметов, дети получают возможность лучше понять природу и окружающую действительность. Это может стать основой для дальнейшего изучения различных тем в рамках образовательной программы.
Таким образом, пластилинография является не только увлекательным занятием, но и важным инструментом для всестороннего развития детей в детском саду. Она помогает формировать навыки, необходимые для успешной социализации и обучения в будущем.
Вопрос-ответ
Какие бывают техники лепки из пластилина?
Существуют основные приёмы работы с пластилином, которые позволяют нам придавать фигурам нужную форму. К таким приёмам относятся: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими необходимо перед началом создания изделия.
Техника безопасности при работе с пластилином для детей?
Правила техники безопасности при работе с пластилином: не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Отрежь стекой нужное количество пластилина. Очисти место от пластилина, протри стол влажной тряпочкой. По окончании работы хорошо вытри руки салфеткой, а потом вымой их с мылом.
Какие 3 вида лепки используют в работе с детьми дошкольного возраста?
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом занятий пластилинографией подготовьте рабочее место. Убедитесь, что поверхность стола защищена от загрязнений, а рядом есть все необходимые инструменты: пластилин разных цветов, скалки, ножи для резки и формочки. Это поможет создать комфортные условия для творчества и избежать лишнего беспорядка.
СОВЕТ №2
Поощряйте детей экспериментировать с текстурами и формами. Позвольте им использовать не только пальцы, но и различные инструменты для создания уникальных эффектов. Это развивает мелкую моторику и воображение, а также помогает детям лучше понять свойства пластилина.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на безопасность. Убедитесь, что все используемые материалы и инструменты безопасны для детей. Объясните им, как правильно обращаться с острыми предметами и следите за тем, чтобы они не пытались глотать пластилин или другие мелкие детали.
СОВЕТ №4
Регулярно проводите выставки работ детей. Это не только повысит их мотивацию, но и поможет развить уверенность в себе. Позвольте детям рассказывать о своих творениях, что способствует развитию коммуникативных навыков и умения выражать свои мысли.













