Цимбалы — уникальный музыкальный инструмент с богатой историей и разнообразным звучанием, занимающий важное место в народной музыке разных стран. В статье рассмотрим их устройство, внешний вид и конструктивные особенности, а также различные стили игры. Понимание цимбалов и их роли в музыкальной традиции поможет музыкантам и любителям музыки глубже оценить красоту и разнообразие создаваемых ими звуков.
Как устроены цимбалы и как выглядит данный музыкальный инструмент?
Цимбалома — это старинный музыкальный инструмент, имеющий множество вариантов по всему миру. Он является символом и национальным инструментом белорусского народа.
Цимбало́м представляет собой хордофон, выполненный из дерева. Его также классифицируют как ударный хордофонный инструмент. Звук этого инструмента создается в результате ударов по струнам.

Цимбалы представляют собой уникальный музыкальный инструмент, который относится к семейству ударных. Эксперты отмечают, что конструкция цимбалов включает в себя две большие металлические пластины, натянутые на деревянную раму. Эти пластины, обычно изготовленные из бронзы или стали, издают яркий и резонирующий звук при ударе специальными молоточками. Внешний вид цимбалов привлекает внимание благодаря своей элегантной форме и блестящей поверхности, что делает их не только музыкальным инструментом, но и элементом сценического декора. Специалисты подчеркивают, что цимбалы могут варьироваться по размеру и конструкции, что влияет на их звучание и применение в различных музыкальных жанрах, от народной до классической музыки.
История инструмента
История цимбал началась несколько тысяч лет назад. За это время он несколько раз видоизменялся и получал новые варианты.
Инструменты, схожие по строению с лежачей арфой, изображены на предметах, найденных при раскопках древних шумерских поселений. Эти находки датируются 4 тысячелетием до нашей эры. Другой тип кимвала был известен в Иерусалиме в это время: В Ветхом Завете упоминается, что сантур был создан царем Давидом.
В древности были распространены инструменты, схожие по технике игры: монохорд в Древней Греции и жу в Китае. В каждой стране он имеет свое название: в Иране его называют сантур, в Армении — канун, в Восточной Европе — цимбалы.
По мнению ученых, сантур был привезен из Индии в 5 веке нашей эры цыганами, поселившимися среди славян. Первые струны чибало были сделаны из скрученных жил или кишок животных, а в 12 веке их постепенно заменили металлическими струнами.
В Европе мода на чибало установилась в XIV — XVI вв. В России инструмент появился среди дворян в XV веке. Дамы стремились научиться играть на цибало, чтобы удивлять своих гостей его неповторимым легким и непринужденным звучанием.
Первоначально на инструменте играли как на соло, с XVII века его стали использовать как аккомпанирующий инструмент. В XVIII веке цимбаломбе вошел в оркестр. В XVIII веке цимбаломба вошла в оркестр. В 1852 году она появилась в героико-лирической опере «Банк Бан» венгерского композитора Эркеля Ференца, а позже — в опереттах и симфониях.
В 1870 году венгерский мастер Йожеф Шунда создал концертные тарелки с демпфированной педалью и усиленным, массивным корпусом и ножками. Ему пришлось увеличить количество струн, чтобы расширить звуковой диапазон. Через 4 года началось массовое производство инструмента.
В 1925 году появились ансамблевые варианты. Мастера Захар и Сушкевич усовершенствовали конструкцию молоточков, внутренний механизм цимбал и добились хроматической гаммы. Диапазон инструмента составляет три октавы.

| Аспект | Описание | Изображение/Пример |
|---|---|---|
| Общий вид | Цимбалы – это струнный ударный музыкальный инструмент, представляющий собой трапециевидную деревянную раму с натянутыми на ней струнами. | |
| Конструкция | Рама: Обычно изготавливается из дерева (клен, ель, орех). Дека: Верхняя и нижняя деки, резонирующие и усиливающие звук. Струны: Металлические, натянутые параллельно декам, обычно по 3-5 струн на каждую ноту. Колки: Металлические штыри для натяжения и настройки струн. Подставки (кобылки): Деревянные бруски, поддерживающие струны и передающие вибрацию на деку. Демпферный механизм: Педаль, поднимающая или опускающая войлочные демпферы, чтобы заглушить струны. | |
| Принцип звукоизвлечения | Звук извлекается ударами по струнам специальными молоточками. Молоточки могут быть деревянными, обтянутыми войлоком или кожей, что влияет на тембр звука. | |
| Разновидности | Концертные цимбалы: Крупные, с большим диапазоном, оснащены демпферным механизмом. Народные цимбалы: Меньшего размера, часто без демпфера, используются в фольклорной музыке. | |
| Исторический контекст | Цимбалы имеют древнее происхождение, их предки известны с античных времен. Широко распространены в Восточной Европе (Венгрия, Румыния, Беларусь, Украина), а также в некоторых азиатских странах. |
Интересные факты
Цимбалы — это ударный музыкальный инструмент, который относится к семейству перкуссионных. Вот несколько интересных фактов о цимбалах:
-
Строение и материал: Цимбалы представляют собой большие металлические пластины, натянутые на деревянную рамку. Обычно они изготавливаются из сплава меди и олова, что придаёт им характерный яркий и резонирующий звук. Внутри инструмента могут находиться специальные резонирующие камеры, которые усиливают звук.
-
Исторические корни: Цимбалы имеют долгую историю, уходящую корнями в древние времена. Они были популярны в различных культурах, включая арабскую, армянскую и восточноевропейскую. В каждой культуре инструмент имел свои особенности исполнения и строения, что делает его уникальным в разных музыкальных традициях.
-
Техника игры: Игра на цимбалах требует высокой степени мастерства. Музыканты используют специальные молоточки, чтобы ударять по струнам, создавая мелодии и ритмы. В некоторых традициях, например, в армянской, цимбалы играют в ансамбле с другими инструментами, что позволяет создавать богатые музыкальные текстуры.
Цимбалы не только красивы внешне, но и обладают уникальным звуковым характером, что делает их важным элементом в различных музыкальных жанрах.
Строение цимбал
Тарелки представляют собой конструкцию с трапециевидной рамой, в которой размещены динамик и струны. Их длина составляет 1 метр в нижней части и 60 см в верхней. Основные компоненты инструмента:
- корпус;
- дека с резонатором;
- струны;
- штеги;
- вербили (колковый механизм).
Корпус, как правило, изготавливается из клена, а дека — из ели, что обеспечивает оптимальный резонанс. Колки на деке позволяют делить струны на четверти, третьи и секунды, что дает возможность играть в трех различных регистрах.
Струны удерживаются на месте с помощью колка, который регулирует их натяжение. Они сгруппированы по три и звучат в унисон. Концертные тарелки имеют 29 рядов стальных струн, в то время как струны басовых тарелок выполнены из меди.
Для игры на этих тарелках используются деревянные палочки — молоточки. Чтобы звук был более мягким, их оборачивают замшей, струной или тканью. Традиционный сибилянтный тон достигается с помощью необработанных палочек.
Что это такое?
Инструмент относится к категории струнных ударных инструментов и является подвидом струнных инструментов. Он имеет следующую форму:
- корпус плоского типа по форме близок к трапеции, есть деки;
- чаще всего изготавливается из дерева;
- стальные струны натянуты, имеется несколько групп струн, которые звучат органично, в унисон;
- струны басового типа обладают медной поверхностью, они тоже имеют несколько групп, работающих в унисон;
- чтобы играть, требуются молоточки из дерева.
Народный инструмент имеет определенные характеристики:
- нет приглушения струн открытого типа;
- четкий функционал обеих рук при извлечении звука: правая нужна для исполнения мелодии, левая – для аккомпанирования;
- молотки не обшиты;
- во время исполнения инструмент либо кладется на колени, либо располагается на специальной конструкции – подвесе;
- низ варьируется от 75 до 115 см;
- верх – от 51 до 94 см, бок – от 25 до 40 см;
- инструменты достаточно компактные, дополнены ремнем, с помощью которого осуществляется крепление.
Этот тип наиболее распространен в восточноевропейской части страны, особенно популярны венгерские цимбалы. Они отличаются тем, что являются частью народного творчества. Цимбалы представлены в каждом национальном ансамбле. Академический вариант имеет следующие характеристики и размеры:
- традиционная форма;
- низ – 1 м, верх – 60 см, боковая зона – 53,5 см;
- на корпусной деке есть отверстия резонансного типа;
- на деке располагаются 6 штегов-подставок, которые подразделяют струны на интервалы;
- струнных рядов 29;
- на каждом ряду 2 или 3 струны;
- колки позволяют настроить ряды струн;
- есть педаль-демпфер, которая тормозит колеблющиеся струны и приглушает звук;
- сам корпус академических моделей создается из кленового материала, дека делается из ели горного типа.
История
Ближний Восток считается родиной этого музыкального инструмента, уходящего корнями в далекую древность. Люди начали играть на чем-то, напоминающем его, уже в IV веке до нашей эры, а археологи обнаружили его остатки в древнем Шумере. Изображения подобных инструментов на керамических рельефах IX века служат дополнительным свидетельством того, что у цимбал были предшественники.
Со временем этот музыкальный инструмент начал завоевывать популярность по всему миру. Он стал частью культур Азии, Африки и Европы. У разных народов он имел свои названия: далсима, сантур, канун. Однако в большинстве регионов Восточной Европы он известен как цимбалы. Этот народный инструмент постепенно изменялся, обогащался и совершенствовался благодаря многим мастерам. Наибольшее распространение он получил в XV и XVI веках, когда завоевал признание как среди горожан небольших поселений, так и в крупных городах. Он стал популярным среди дворян, обучавшихся музыке в домашних условиях.
Благодаря своей легкости и универсальности, цимбалы нашли применение как в сольных выступлениях, так и в аккомпанементе и ансамблях.
Неудивительно, что вскоре музыка на этом инструменте начала звучать на праздниках, торжествах и свадебных церемониях, а позже и на дворцовых мероприятиях. В XVIII веке цимбалы часто использовались для создания серьезных музыкальных произведений, таких как оперы и симфонии. Революционные изменения в конструкции инструмента произошли во второй половине XIX века, когда венгерские мастера внесли ряд усовершенствований, изменивших его судьбу:
- увеличилось количество струн;
- рама была значительно усилена;
- появилась деталь, позволяющая приглушать звук струн;
- основа была установлена на четыре ножки.
На этой основе был создан современный концертный орган, который до сих пор широко используется в оркестрах и ансамблях многих европейских стран. В начале XX века цимбалы были окончательно модернизированы в Беларуси, где им был присвоен статус национальной культурной ценности. В это время также были разработаны инструменты цимбалы, которые стали основой народного оркестра страны.
Сегодня цимбалы популярны во многих уголках мира, где этот инструмент используется как для профессиональных, так и для любительских выступлений.
Звучание
Народные и профессиональные инструменты звучат по-разному, но сделаны они одинаково: с помощью деревянных молоточков. В просторечии их называют крюками. Все типы музыкантов держат молоточки одинаково: между двумя пальцами, а остальные пальцы держат вместе. Поскольку палочки народных музыкантов не имеют покрытия, звук получается от соприкосновения металла и дерева.
На классических концертах конструкция более сложная, поэтому палочки обтягивают замшей. Также используется небольшое количество шерсти. Трубы — самый важный фактор, когда речь идет о том, чтобы извлечь звук из музыкального инструмента. Например, твердая накладка дает жесткий звук, а очень мягкая — нечеткий, размытый и приглушенный.
Высококачественный инструмент способен издавать более насыщенный звук. Он может издавать звуки, похожие на звуки рояля или колокола. В звуковом отношении это очень приятный инструмент, не теряющий богатства и полноты звука, обладающий отличным диапазоном.
В следующем видеоролике вы можете познакомиться с уникальным звучанием цибалома.

История цимбал
Первые образцы цимбал были обнаружены у народов Месопотамии. Первые изображения подобных инструментов относятся к 9 тысячелетию до нашей эры. Ассирийские рельефы были созданы в 7 веке до нашей эры, а шумерская версия представлена на рисунках 4-го и 3-го веков до нашей эры.
Древние инструменты имели треугольный корпус, что придавало им вид, схожий с модифицированной арфой.
Аналогичное изобретение существовало и в Древней Греции. Монохорд, основанный на тех же принципах, что и современные цимбалы, имел резонирующий корпус в форме прямоугольника и отличался наличием лишь одной струны. Этот инструмент использовался в научных целях для изучения музыкальных интервалов.
Как именно цимбалы попали в Европу, остается загадкой. Историки предполагают, что их могли привезти цыгане или арабы. В Европе цимбалы стали популярны среди феодалов. В «Книге двадцати искусств» XIV века новый инструмент описывается как обладающий «гладким и сладким звучанием». В этом же источнике упоминается, что хордофоны использовались для музыки при дворе и в буржуазной среде.
Сначала европейцы применяли цимбалы для сольных выступлений. В XVI веке инструмент начал использоваться в качестве аккомпанемента, а затем вошел в состав ансамблей. Первое упоминание о его использовании в опере произошло в Испании в 1753 году.
В 1700-х годах немцы создали свою версию цимбал. Примерно в это же время Панталеон Гебенштрайт модифицировал инструмент, добавив клавиши. Эта модель была названа Pataleon в честь своего создателя и впоследствии стала предшественником современного фортепиано.
В России цимбалы были известны с XV и XVI веков. Письменные источники свидетельствуют о их использовании при царском дворе. Немецкая версия инструмента приобрела популярность среди элиты в XVIII веке.
Современные литавры появились в конце XIX века благодаря Йожефу и Венцелю Шунды. В XX веке в конструкцию были внесены небольшие изменения, направленные на улучшение надежности, долговечности и звучания инструмента.
Реконструкция инструмента
Первые реконструкции классического цимбала были сделаны в двадцатом веке XX века. Авторами реконструкции являются Д.Захаров и К.Сушкевич.
Задача реконструкции — восстановить прежнюю форму и конструкцию. Полученный звук должен быть громким, насыщенным и четко разделенным на октавы. Была пересмотрена форма молоточков. Их длина была уменьшена. Таким образом, музыкант может самостоятельно заглушать звучащие струны.
Версия, реконструированная Захаровым и Сушкевичем, использовалась в концертах до 1960-х годов. В это время в конструкцию были внесены дополнительные изменения. Целью изменений было расширение звукового диапазона. Эта цель была достигнута путем установки двух новых трибун. Авторами изменений являются В. Крайко и И. Жинович.
Вес хордофона значительно увеличился благодаря усовершенствованной конструкции. Чтобы разгрузить колени исполнителя, к нижней стороне корпуса были прикреплены четыре ножки. Это позволило поставить инструмент на стол.
Техники игры
Игрок может использовать как обе руки, так и одну для игры на инструменте. В этом процессе можно применять технику тремоло, которая заключается в быстром повторении одной и той же ноты.
Современные музыканты активно применяют расширенные методы исполнения. В этом случае палочка не только касается струн, но и ударяет по краям корпуса, создавая звук, схожий с кастаньетами. Кроме того, в игре используются такие приемы, как флюгельгорн, глиссандо, вибрато и рожки.
Техники игры на цимбалах
Создание различных типов сибилянтов, расширение их общего диапазона, введение полной хроматической гаммы и коренная перестройка молоточков обогатили и расширили технику звукоизвлечения на этих инструментах. В прошлом народная культура игры на цибало ограничивалась техникой «вбивания» деревянных палочек в струны. После реконструкции инструмента к этой основной технике добавились тремоло, пиццикато, глиссандо и различные украшения, такие как трели, форшлаги, моритато, гропетто и арпеджиато.
В настоящее время народные музыканты продолжают использовать ритм в качестве основного средства передачи, применяемого как в медленном, так и в быстром ритме. Удар» достигается путем приложения единой силы к струнам. Связь нот с мелодией достигается благодаря отсутствию приглушения. Обертоны, возникающие после удара палочки, накладываются на предшествующие, более слабые, но все же звучащие струны. Это создает постоянно вибрирующий, жужжащий фон, который позволяет звукам объединиться в единую мелодию.
Современный репертуар профессиональных цимбалистов привел к тому, что им пришлось ввести много новых приемов, не характерных для народных традиций, таких как флет, сурдана, игра деревянными молоточками, арпеджио, глиссандо с ключом на струне (так называемая техника «гавайской гитары»). Давайте рассмотрим все эти техники игры на цимбалах.
«Одиночный удар молотком делится на два основных типа — весовой (всей рукой) и кистевой (рукой). Каждый из вариантов тесно связан с другим и периодически становится доминирующим. Удары выполняются на расстоянии 3-5 см от подушечек пальцев. Техника «страмминг» предназначена для получения как одиночных нот, так и аккордов, которые могут быть осложнены ритмическими, тональными и динамическими моментами. Эта техника используется в основном для быстрых движений. В более медленном темпе «страмминг» возможен, если музыка имеет торжественный и величественный характер. Покрытие молоточков кожей или замшей придает звуку мягкость.
В то же время сохраняется и популярная техника игры молоточками из чистого дерева. При этом молоточки поворачивают на пальцах, чтобы удары наносились не накладками, а завитками. Эта техника называется «collegno» — перевернутые молоточки (деревянные). Он редко используется в качестве цветового эффекта, когда требуется особый момент в музыке.
В современной музыке «удар по краю деки деревянной стороной молотка» используется как техника окраски, которая имеет эффект имитации каштановой или фарфоровой шкатулки.
В то же время кимбалисты используют технику «тремоло» — быстрое и многократное повторение одной или двух нот, производимое чередующимися ударами молотка. Он используется для достижения непрерывного звучания аккорда или для продления длинных длительностей. Поскольку диапазон «удара» ограничен и лучше всего подходит для диапазона отдельной артикуляции, потребовалась новая техника, позволяющая использовать удар «легато» для достижения устойчивого, мягкого звучания. Так возникло тремоло (от итальянского tremolo, что означает «дрожать»), которое почти никогда не используется в народной инструментальной практике, поскольку использование «тремоло» достаточно для народных песен и танцев.
Профессиональные музыканты используют игру на тремоло для достижения поистине кантиленного звучания. Тремоло является самым сложным способом игры на цимбалах и требует от музыканта большой тщательности в освоении. Тремоло основано на частом чередовании взмахов кисти и использовании подпрыгивающих палочек. Мазки должны быть частыми и равномерными, чтобы создавалось впечатление длительного непрерывного звучания.
Виды национальных инструментов в Белоруссии
Родословная этих музыкальных инструментов уходит корнями в конец XIX века, когда музыкальные группы зарабатывали на жизнь, выступая на свадьбах, праздниках и народных гуляниях. Для белорусов это были основные инструменты, в то время как гармонь, свистулька и бубен занимали второстепенные позиции.
Скрипка и цимбалы представляют собой струнные инструменты, которые производят звук при помощи смычка (в случае скрипки) или деревянных палочек (в случае цимбал). Эти инструменты сложно назвать исключительно белорусскими, так как они встречаются в музыкальных традициях многих народов мира.
Тем не менее, белорусская трехструнная свистулька является символом национального музыкального стиля. Звук этого инструмента возникает из отверстий в трубе, через которые проходит воздух. В XIX веке живая музыка с дудуками считалась признаком роскоши на праздниках, поскольку услуги дудочников были довольно дорогими. Дудочника приглашали на свадьбы, как крестного отца.
Свадебные торжества представляли собой настоящее испытание для музыкантов. Невеста привязывала поясок к инструменту музыканта, когда тот исполнял мелодии для молодой пары. Этот поясок был частью свадебного наряда. Позже количество завязанных ленточек определяло уровень мастерства музыканта и всего ансамбля.
Изначально музыканты использовали флейты и бубны для создания аккомпанемента. Однако вскоре их стали заменять гармоники, которые изготавливались мастерами в традиционном белорусском стиле и имели характерные национальные узоры и орнаменты. Корпус обычно делали из натурального дерева, клавиши — из кости, а меха — из кожи. Гармоники украшались узорами, которые наносились краской или прикреплялись в виде металлических пластин. Все это создавалось вручную народными умельцами.
Интересно, что даже детали для изготовления гармошек иногда также изготавливались вручную. Звуковые пластины, которые издавали звук при нажатии на кнопку, заказывали за границей, чаще всего в Германии. Затем мастер прикреплял эти пластины к деревянному корпусу, вставлял костяные клавиши и украшал их резьбой и металлическими пластинами. В завершение прикреплялись кожаные шкуры.
Все детали соединялись не с помощью гвоздей и шурупов, а специальным клеем, рецепт которого знал только мастер. Клей хранился в жестяной банке в теплом месте (часто под лампой) для дальнейшего использования. Все подгонялось до последнего миллиметра с помощью специального деревянного молотка — киянки или штихеля.
Кроме ансамблей, существовало множество музыкантов, которые путешествовали в одиночку и самостоятельно выбирали свой репертуар. В их арсенале были скрипки, лютни, флейты и балалайки.
История и эволюция музыкальных инструментов
Начало 20 века ознаменовалось не только кровопролитной Первой мировой войной, но и появлением в Беларуси новых музыкальных инструментов.
Когда белорусские солдаты попали в Европу, они привезли с собой кларнет как завоевателя. Кларнет — это духовой инструмент в виде деревянной трубки с клавишами. Его очень легко освоить и несложно носить с собой.
Война оставила свой след в музыкальном искусстве. Народные музыкальные коллективы также стали использовать традиционные военные инструменты — барабаны с цимбалами и молоточками.
Вторая мировая война прошла по белорусским территориям как коса. Многие музыканты так и не вернулись с поля боя. Потому что играть было просто некому. В эти тяжелые годы угас голос скрипки.
В 20 веке белорусские народные инструменты обогатились еще одним сокровищем. По сути, это был охотничий рог, который использовался в лесах. Но пищик (так его называли) стал настоящим открытием для музыкантов, а когда он гармонировал с другими инструментами, то звучал просто замечательно.
В 1940-50-х годах появлялось все больше опытных музыкантов, которые умели играть на разных инструментах. Сегодня их называют оркестрантами.
Национальные черты музыки и музыкальных инструментов
Оригинальные металлические накладки, уникальная резьба, перламутровые клавиши с струнами и белый ромб в отделке инструмента свидетельствуют о его белорусском происхождении.
Искусство игры на музыкальных инструментах часто передавалось из поколения в поколение. Люди обучались этому ремеслу от дедов к отцам, от отцов к детям. Регулярные музыкальные занятия были редкостью, так как помимо музыки, люди трудились в полях, на заводах, а позже в колхозах и на фабриках. Музыкальные школы, как мы их знаем сегодня, в то время не существовали.
Музыкальная культура Беларуси отличается разнообразием и уникальностью, обладая своим неповторимым стилем и ярко выраженными национальными особенностями. Музыкальные инструменты играют важную роль в создании этой исключительной и самобытной культуры.
Современное использование цимбал в музыке
Цимбалы, как музыкальный инструмент, имеют богатую историю и разнообразное применение в различных музыкальных жанрах. В современном мире они продолжают находить свое место как в народной, так и в академической музыке, а также в популярных музыкальных стилях.
Одним из наиболее распространенных направлений использования цимбал является народная музыка. В странах Восточной Европы, таких как Венгрия, Румыния и Болгария, цимбалы часто становятся центральным элементом фольклорных ансамблей. Их яркий и резонирующий звук прекрасно дополняет мелодии, создавая характерное звучание, которое ассоциируется с традиционными праздниками и танцами. Музыканты, играющие на цимбалах, часто используют различные техники, такие как арпеджио и трели, чтобы создать богатую текстуру звука.
В академической музыке цимбалы также находят свое применение. Они включаются в оркестровые произведения, камерные ансамбли и даже в сольные концерты. Композиторы, такие как Бела Барток и Золтан Кодай, использовали цимбалы в своих произведениях, чтобы подчеркнуть этнические мотивы и добавить колорита.
Вопрос-ответ
Сколько струн у цимбал?
Классической трапециевидной формы, имеют 78 струн. Диапазон звучания от G3 (соль малой октавы) до B5 (си третьей октавы).
Как называется человек, который играет на цимбалах?
Цимбали́ст — исполнитель на цимбалах, а также фамилия.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите различные виды цимбал. Существует множество типов этого инструмента, включая венгерские, румынские и восточные цимбалы. Каждый из них имеет свои особенности звучания и конструкции, что может повлиять на ваш выбор при покупке или изучении.
СОВЕТ №2
Попробуйте послушать записи известных музыкантов, играющих на цимбалах. Это поможет вам лучше понять, как звучит инструмент в различных музыкальных жанрах и стилях, а также вдохновит вас на собственные эксперименты.
СОВЕТ №3
Если вы хотите научиться играть на цимбалах, найдите опытного преподавателя или онлайн-курсы. Правильная техника игры и понимание основ помогут вам быстрее освоить инструмент и избежать распространенных ошибок.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на уход за цимбалами. Регулярная чистка и правильное хранение инструмента помогут сохранить его звучание и внешний вид на долгие годы. Узнайте о лучших методах ухода и хранения, чтобы ваш инструмент всегда был в отличном состоянии.




